КГУ «Средняя школа №4» 2021-2022 г
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Для успешного овладения учебным материалом большое значение имеет заинтересованность учащихся. Развитие интереса к предмету – одна из основных задач, стоящих перед учителем. Некоторым учащимся вполне достаточно радости, получаемой от решения задачи, примера, чтобы появился интерес к математике. Но есть ученики у которых вызвать интерес к предмету можно лишь, только с помощью дополнительной работы. Это и небольшие отступления на уроке, в которых учащимся сообщаются исторические сведения, софизмы, задачи практического содержания. Но наряду с этим просто необходима внеклассная работа по предмету, проводимая во внеурочное время. Формы проведения могут быть достаточно разнообразными. Одной из таких форм внеклассной работы является проведение Декады математики, физики и информатики.
В нашей школе проводятся предметные недели при непосредственном руководстве методических объединений учителей предметников с целью повышения профессиональной компетентности учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся. Проведение предметных недель в школе стало традицией. В этом году декады математики, физики, информатики в школе проходила с 2 декабря по 10 декабря 2021 года. В предметной декаде приняли участие все учителя математики, физики и информатики, учащиеся 5 – 11 классов. В подготовке участвовали учителя математики, физики и информатики. Во время проведения недели математики происходила активация мотивации в совместной деятельности. Повысился интерес к предмету, развивались творческие способности детей.
Цели предметной недели:
Задачи предметной недели:
Ожидаемые результаты:
- создание атмосферы успеха;
- укрепление каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях;
- развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
Принцип проведения декады.
- каждый учащийся школы является активным участником предметной недели;
- любой ребенок может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать и реализовывать свои идеи, анализировать, рисовать, придумывать и разгадывать свои и уже существующие задачи, кроссворды и ребусы, готовить и выступать с докладами на уроках, обобщать и прогнозировать.
Этапы проведения декады математики, физики, информтики
Подготовительный этап.
При составлении плана мероприятий учитывались возрастные и психологические особенности развития учащихся.
Первый день декады математики, физики, информатики начался уроком информатики, учитель информатики Шаяхметова Т.М. в 5 «Г» классе на тему «Условное форматирование в электронной таблице» на этом уроке преподаватель делала акцент на самостоятельную работу учащихся и поиск решении поставленных задач. Были выбраны активные методы обучения: активность обучения, самостоятельная выработка решений задач, преимущественная направленность на развитие информационных умений и навыков, обратная связь учащихся и преподавателя, контроль за работой по группам. Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных целей урока.
Открытый урок в 6 «В» классе провела учитель информатики Кащенко А.В. по теме: «3D модели объектов»
На уроке учащиеся учились создавать 3 «D» модели в редакторе Sketch Up, анализировали и делали выводы о возможностях программы. При выполнении практической работы учащиеся используют методические указания к практическим заданиям, где дан алгоритм описание порядка выполнения работы, команды, необходимые иллюстрации, что облегчает усвоение материала, создает наглядность.
Активность учащихся на уроке была высокая, учащиеся продуктивно переключались с одного вида деятельности на другой. Дети комфортно чувствовали себя на уроке, их работоспособность поддерживалась в течение всего урока. В конце урока были подведены итоги, была проведена рефлексия – дети оценили свое эмоциональное состояние, высказали свое мнение о том, что получилось, какие полезные навыки они получили и пожелания на проведение последующих уроков.
По плану декады в 7 «В» классе провела открытый урок учитель математики Крель Т.Е. по теме: «Функции f(x)=ax2 и ее график». В ходе урока был использован приемы обучения «Каждый учит каждого», где обучение осуществляется путём общения в динамических парах, «когда каждый учит каждого» или «берёшь одно, даёшь другое». На данном уроке учащиеся вели свое исследования функций вида у=х2 и у=х3, где выявили сходства и различия между другими функциями.
На этапах урока были проведены формы и приемы обучения, которые обуславливали дифференцированный подход, критическое мышление с анализом и синтезом решения построений функций.
Учитель математики Мусина А.Ж. провела внеклассное мероприятие викторину «Математическая игра» между двумя командами 5 «Б» класса
В ходе викторины учащиеся 5 «Б» класса стали победителями
Учитель математики Р.Ф.Хасанов провел внеклассное мероприятие «Математический биатлон» с учащимися 9 - х классов, в ходе которой учащиеся продемонстрировали навыки самостоятельной работы в решении логических задач и интересных формул.
Учитель информатики Кащенко А.Б. провела игру «Колесо фортуны» в 8 «В» классе
Шаяхметова Т.М. провела внеклассное мероприятие Интеллектуальную игру по информатике «знаток Excel» в 7 «Г» классе
Учитель физики А.Э. Нуржанова провела открытый урок «Третий закон Ньютона
Учащимся 7 – х классов была предложена викторина «Математическое кафе».
Ребятам было предложено посетить кафе, где в меню им предлагались математические блюда по алгебре и геометрии. В результате викторины победителям был вручен математический десерт.
Учитель математики А.С. Галицкий провел викторину в 6 «А» классе «Час веселой математики»
10 декабря учитель математики Р.Ф. Хасановым был проведен открытый урок «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 9 «Б» классе. На уроке были предложены QR- коды, в которых задания были разбиты по вариантам. Успешно применялись групповые и парные работы.
Учитель математики Сулейменова А.С. провела «Математическую викторину» в 8 «В» классе. Викторина пробуждала интерес учащихся к творческому мышлению и нестандартным подходам к решению поставленных задач.
На уроке математики Галицкий А.С. по теме «Основные тригонометрические тождества. Решение прямоугольных треугольников» в 8 «Б» классе, учащиеся на всех этапах урока с интересом решали задачи по геометрии используя прием «Снежный ком», и обобщали свои знания, используя метод «Размытое письмо»
В течение всей декады ребята узнали интересное о науке математики – как царицы наук, проявляли математическую смекалку, чтобы разгадать математические фокусы, ребусы, викторины. Изобретали, творили и комментировали свою деятельность. С большим интересом изучали математическую информацию. При подготовке мероприятии и при разработке творческих задании учитывались возрастные особенности детей, каждое задание было нацелено на реализацию поставленных целей. На предметной декаде были проведены занимательные формы и аспекты, которые дали возможность детям углубить свои знания, полученные на уроках, применялись различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ. Использовались наглядные пособия. Неделя помогла раскрыть творческий потенциал учителей и учеников. Учителя показали умение и мастерство в использовании групповых работ, а также применение методики обучения и осмысления собственной практики в обновленном содержании образования. Предметная декада прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и проявления интереса к точным наукам.