КГУ «Средняя школа №4»
Тема педсовета:
«Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога, в области ИКТ, как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика»
Подготовили:
Гаер И.А.
Игибаева А.К.
Галицкий А.С.
«Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога, в области ИКТ, как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика»
Цель педсовета:
Совершенствовать компетенции педагога посредством использования информационных технологий.
Гипотеза:
При повышении ИКТ-компетенции педагога, повышается ИКТ- компетенция ученика
План педсовета
Введение
Профессиональная карьера педагога предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности.
Основная цель состоит в достижении нового качества образования – качества. Для обучения, воспитания и развития поколения, растущего в условиях информационно насыщенной среды необходимы изменения в системе образования, ее информатизация.
Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ – это информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний, новые виды коммуникации – чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен между участниками образовательного процесса.
При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Стремительное развитие и появление все новых возможностей использования компьютера в образовании заставляет искать различные подходы к организации процесса повышения квалификации учителей в сфере ИКТ.
Задача формирования и развития ИКТ-компетентности педагогов стоит на всех уровнях государственной системы педагогического образования.
В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой.
Профессионализм учителя обеспечивают следующие компетенции педагога:
- общекультурная компетенция,
- компетенция личностного самосовершенствования,
- познавательно-творческая компетенция,
-ценностно-смысловая ориентация личности,
- коммуникативная компетенция,
-информационная компетенция,
-социально-трудовая компетенция,
-профессиональная компетенция педагога.
Общекультурная компетенция:
Компетенция личностного самосовершенствования:
Познавательно-творческая компетенция:
Ценностно-смысловая ориентация личности:
Коммуникативная компетенция:
Информационная компетенция:
Социально-трудовая компетенция:
Профессиональная компетенция педагога:
Анкета для педагогов
- использование компьютерной техники в образовательном процессе;
- применение в образовательном процессе цифровых образовательных ресурсов обучающего характера;
- внедрение цифровых технологий в образовательный процесс;
- создание и применение в учебном процессе инновационных дидактических средств в цифровом формате;
- другое (укажите)______________________________________________________.
- положительно, т.к. за этим будущее;
- настороженно, но это неизбежно;
- мало об этом информирован;
- отрицательно, поскольку это нарушает межличностные отношения;
- другое (укажите)______________________________________________________.
- наличие технической инфраструктуры (компьютерной техники);
- наличие информационно-образовательной среды;
- наличие у педагогов ИКТ-компетенции;
- наличие методической компетентности у педагога в области использования цифровых технологий в образовательной деятельности;
- другое (укажите)______________________________________________________.1.
ежедневно,
1 раз в неделю,
1-2 раза в месяц,
1-2 раза в квартал,
другое (кажите) ____________________________________________
ежедневно,
1 раз в неделю,
1-2 раза в месяц,
1-2 раза в квартал,
не использую,
другое (укажите) ___________________________________________
поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям,
создание презентаций и мультимедийных пособий для занятий с детьми,
создание базы данных воспитанников и их родителей своей группы,
разработка и проведение занятий с использованием ИКТ,
использование сети Интернет для самообразования,
использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе,
наличие собственного сайта или странички в сетевом профессиональном сообществе,
другое (укажите) ___________________________________________
да,
нет,
затрудняюсь ответить
текстовый редактор,
электронные таблицы,
мультимедийные диски,
специализированные программы,
сеть Интернет,
другое (укажите) ___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
да,
нет,
затрудняюсь ответить
________________________________________________________________________________________________________________________________
да,
нет,
затрудняюсь ответить
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
не возникает проблем,
недостаточно знаний и умений по использованию ИКТ,
недостаточно возможностей для повышения ИКТ-компетентности,
недостаточное техническое оснащение в ДОУ,
другое (укажите) ___________________________________________
да, знаний много не бывает,
нет, обладаю достаточным уровнем знаний,
нет, не вижу необходимости,
затрудняюсь ответить
Профессионализм учителя обеспечивают следующие компетенции педагога:
- общекультурная компетенция,
- компетенция личностного самосовершенствования,
- познавательно-творческая компетенция,
-ценностно-смысловая ориентация личности,
- коммуникативная компетенция,
-информационная компетенция,
-социально-трудовая компетенция,
-профессиональная компетенция педагога.
Общекультурная компетенция:
Компетенция личностного самосовершенствования:
Познавательно-творческая компетенция:
Ценностно-смысловая ориентация личности:
Коммуникативная компетенция:
Информационная компетенция:
Социально-трудовая компетенция:
Профессиональная компетенция педагога:
Пример выполненного задания
- потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
- способность к саморазвитию
-1. Учитель демонстрирует технику выполнения упражнения, отмечает типичные ошибки при выполнении;
-2. Учащиеся делятся по парам: выполняют по очереди прыжок в длину и записывают друг друга на видео;
-3. Учащиеся самостоятельно просматривают свое видео и видео напарника, делают выводы по технике выполнения и допущенных (если они есть) ошибках;
-4. Учащиеся повторно выполняют упражнение и видеосъемку. Проводят сравнительный анализ.
-5. Обсуждение результатов всем классом: учащиеся комментируют выполнение упражнения собой и напарником, подводят итоги ( что получилось, что не получилось в чем были затруднения). Учитель помогает сделать выводы.
-6. Дети делятся мыслями как можно добиться лучшего результата в выполнении упражнения.
- Дети учатся самостоятельно делать анализ своих действий;
- учатся помогать друг другу;
- находить решение в затрудненных ситуациях.
Также мы решаем задачу по развитию компетенции:
- Дети получают потребность в реализации своего потенциала; (сравнение своих результатов – повышение мотивации сделать упражнение лучше)
Задания для педагогов:
Используя информационные ресурсы составить задание к уроку
Критерии к заданиям
- тема урока
- компетенция
- используемые ресурсы и средства
- механизм использования
- какие цели будут достигнуты
Информационные ресурсы и информационные сервисы, текстовые редакторы, электронные таблицы, мультимедийные доски, специализированные программы, мессенджеры, электронная почта, компьютерные программы, продукты программного обеспечения.
Заключение:
Таким образом, использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.
Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.
Результат.
Создание презентаций к уроку, что обеспечивает:
Наглядность и активизация зрительного восприятия
Рациональное использование урока за счет сокращения времени, которое тратится для различных записей учителем на доске
Использование этих конспектов в случае, если учащийся отсутствовал на уроке
Удобство внесения изменений в ход урока
Создание банка заданий в бумажном и электронном виде, что позволяет:
Использовать задания в случае, если учащийся отсутствовал на уроке,
Возможность выполнять задания учащимися в различном темпе не только на уроке, но и дома,
Удобно вносить изменения в задания
Для учащихся, которые часто болеют, выдавать на дом.
Углубление межпредметных связей осуществляется благодаря:
Оформлению рефератов, проектов,
Созданию презентаций для выступления по защите своей работы
Созданию программ тестов по различным дисциплинам
Использование Интернет ресурсов
Для учителя:
Размещение материалов о ходе учебной деятельности
Для поиска нужной информации
Знакомство с работой учителей других школ
Получение информации по законодательным вопросам
Для учащихся:
Возможность организации самообразования
Список литературы:
3.Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
Интернет ресурсы:
III . http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
Выступление Игибаевой А.К по теме педсовета
Ознакомление Галицким А.С с анализом анкетирования
Выступление Лапшиной И.В по использованию общекультурной компетенции педагога
Используя информационные ресурсы педагоги составляют задания к уроку
Решение педсовета:
1. Создание мультимедийных презентаций.
2. Использование интернет - ресурсов.
3. Работа с дидактическими играми и обучающими программами для использования данных на уроках и во внеклассной работе.
4. Создание инструкционно - технологических карт при выполнении практической работы (включение графического и текстового материала, сведение о характере выполняемого задания, для роведения соответствующего анализа выполненной работы).
5. Применение на уроках системы виртуального эксперимента - програмные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности.
6. Исследовательская деятельность учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, использование готовых обучающих программ Pinnacle Studio, Windows Movi Maker, Power Point, использование электронных архивов, каталогов и библиотек.
7. Использование инновационной деятельности - "Проектная деятельность на уроках".